Игорь Сикорский

Игорь Сикорский — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ, который является создателем первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», пассажирского самолёта «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана и серийного вертолёта одновинтовой схемы.

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 в Киеве в семье известного психиатра, профессора Киевского университета — Ивана Алексеевича Сикорского.

С 1903 по 1906 год учился в Петербургском морском училище, а в 1907 году поступил в Киевский политехнический институт.

В 1908—1911 годах Сикорский построил свои первые два простейших вертолёта соосной схемы без автомата перекоса. Грузоподъёмность аппарата, который был построен в сентябре 1909 года, достигала 9 пудов. Этот аппарат был выставлен на двухдневной воздухоплавательной выставке, проходившей в Киеве в ноябре того же года. Однако ни один из построенных им вертолётов так и не смог взлететь с пилотом, поэтому Сикорский переключился на постройку самолётов.

Уже в январе 1910 года он испытал аэросани собственной конструкции., а в 1910 году поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2.
В период с 1912 по 1914 год были созданы самолёты «Гранд» (Русский витязь) и «Илья Муромец», которые положили начало многомоторной авиации.

27 марта 1912 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, и с пятью — 106 км/ч.

На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы при проведении соревнований военных самолётов. Особое внимание он уделял улучшению аэродинамических характеристик аппаратов — хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж. Самолет С-6а, который был модернизированный таким образом, заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 г.

В 1915 году Сикорский создает первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника.

В марте 1919 года Сикорский эмигрирует в США. Известный авиаконструктор поселился в районе Нью-Йорка и первое время зарабатывал на жизнь преподаванием математики. В 1923 году он создает авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», в которой занимает должность президента.
Начало его деятельности Сикорского в США было сложным. Даже известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов занимал должность вице-президента в предприятии Сикорского и, чтобы спасти фирму от разорения, Рахманинов прислал чек на $5000. Сикорский смог вернуть эти деньги в 1929 году, когда дела на фирме улучшились.

До 1939 года Сикорский успевает создать около 15 типов самолётов. Начиная с 1939 года он переходит на конструирование вертолётов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, которые получили широкое распространение.

Его первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300 оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.
Именно на вертолетах Сикорского были впервые совершены перелёты через Атлантический и Тихий океаны. Машины Сикорского активно использовались как для военных, так и для гражданских целей. Самыми удачными из его изобретений признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65.

Последним вертолётом, который построил Сикорский до ухода на пенсию, стал S-58.

B 1963 году Сикорский был награждён высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков — медалью ASME.

Скончался Игорь Иванович в 1972 году в городе Истоне, штат Коннектикут. Похоронен на грекокатолическом кладбище Святого Иоанна Крестителя (Saint John Baptist cemetery) в Стрэтфорде.